Словосочетание «Быстрая нога» могло бы стать отличным именем для какого-нибудь индейского вождя. Но на самом деле именно так расшифровывается термин... “велосипед” (velox + pes). С появления на свет его первого прототипа прошло уже более двухсот лет. Какой же путь преодолели велосипеды и сам велосипедный спорт за это время?
Краткая хронология
Первые серьезные велосипедные соревнования стали возможными с появлением так называемых «безопасных» велосипедов во второй половине ХІХ века. В отличие от пенни-фартингов, у которых было огромное переднее и маленькое заднее колесо, они выглядели почти как современные. Конечно, даже им не сравниться с моделями типа 29" RIDE DD, Optimabikes AMULET, VISION PLANETARY HUB, TORNADO, но заметный шаг вперед был сделан.
Примерно в то же время появились понятия “велотрек” и “велодром”. Первым термином принято обозначать непосредственно овальное кольцо, по которому ездят велосипедисты. А вот если к нему прибавить трибуны и вспомогательные помещения, то получится велодром.
Впрочем, изначально соревнования проводились все же на обычных дорогах. В 1869 году гонщикам, вооружившись деревянными велосипедами, предстояло преодолеть 120 км по маршруту Париж – Руан.
А вот в 1893 году велосипедисты «свернули» на трек на официальном уровне: именно тогда прошел первый чемпионат мира по гонкам на треке. Первопроходцами в этом деле стали американцы, а городом, принимавшим соревнования, был Чикаго. В гонках на шоссе отметились датчане, организовав в Копенгагене Чемпионат мира в 1921 году.
Олимпийские гонки. Этап 1
Следующим этапом стали Олимпийские игры (1896 год), однако изначально программу соревнований составляли довольно сумбурно и произвольно: иногда были гонки только на треке, иногда – только на шоссе.
Более-менее слажено программа стала действовать с 1928 года. Она так закрепилась, что к 1992 году почти не претерпела никаких изменений. Каждая страна могла представить 15 участников, а те имели право выступать в любой из дисциплин:
- гит с места на 1000 метров;
- гонка преследования (индивидуальная и командная);
- шоссейная гонка (в 1960 году произошло разделение на групповую и командную);
- спринтерская гонка.
Присутствовало разве что ограничение по количеству стартующих: на каждую из дисциплин была «квота» (от 1 до 4 человек).
Олимпийские гонки. Этап 2
1996 год для велосипедистов ознаменовался олимпийским пополнением: в программу включили индивидуальную гонку на шоссе и кросс. Правда, в то же время была изъята шоссейная гонка. К тому времени в состязания входили еще и маунтинбайк и кросс-кантри, поэтому количество комплектов медалей, которые теперь разыгрываются, увеличилось до 14.
В том же году изменилось допустимое количество участников соревнований. В результате в заездах могут принимать участие:
- на шоссейных гонках – максимум 200 мужчин и 60 женщин;
- на треке – 186 велосипедистов (обеих полов);
- в маунтинбайке – до 50 мужчин-спортсменов и 30 женщин-спортсменок.
Мужчины и женщины
Профессиональный велосипедный спорт довольно долго оставался исключительно «мужским». И хотя он был включен в Олимпийскую программу уже в 1896 году, к участию допускались только представители сильного пола. К женщинам подобная честь пришла едва ли не через 100 лет: в 1984 их допустили к шоссейным гонкам, а через четыре года, на следующей Олимпиаде - к трековым.
Впрочем, сегодня подобные проблемы исчезли. На данный момент вопросами велоспорта «заведует» Международный союз велосипедистов. Ранее в его рядах состояли Международная любительская федерация и Международная федерация профессионального велосипедного спорта. Но прошло совсем немного времени, и в 1993 году руководство приняло решение, что подобное разделение ни к чему. Сейчас организация существует в качестве единого союза.
- Комментарии